Инструкции
April 11, 2021

Я не дизайнер и не программист. Но хочу в IT! | Менеджер проектов | Аналитик данных | Интернет-маркетолог.

И так, самые популярные в IT профессии это, конечно, программисты и дизайнеры. Программистом стать - очень муторно, и не для всех. А уж дизайнером тем более)).

Есть еще одна дорожка в IT, это дорожка менеджера, которая включает в себя следующие направления:

  1. Управление проектами и продуктами
  2. Продуктовая аналитика
  3. Маркетинг

Данные 3 специальности имеют много общего, они в целом про одну историю - про создание успешного продукта (товар, услуга, сервис).

Также, данная статья будет полезная олдам из SEO-индустрии, чтобы наконец оставить свое SEO и двинуться куда-то еще  =).

1. Управление проектами и продуктом

Названия у данной позиции разные: менеджер проектов / product manager / project manager, но суть одна - достижение результата создание продукта, который меняет жизнь людей.

Это генеральный директор на минималках.

Что делает менеджер проектов?

  • Создает ценность для конечного пользователя. Стремится к тому, чтобы продукт компании становился все лучше и лучше для пользователя. И как следствие, компания получает больше Ценности Прибыли.
  • Связывает разные части организации и людей в организации (дизайнеров, разработчиков, тестировщиков, аналитиков, маркетологов) и добивается того, чтобы пользователь получил что-то классное.

Какие знания и навыки требуются?

  • Стратегический маркетинг (Анализ целевой аудитории, рынка, трендов)
  • Экономика (Unit-экономика, Математические модели, Метрики)
  • Анализ:
    • Customer development 
    • ЦА и ее потребности
    • Рынок
  • Исследования:
    • Количественные и качественные исследования
    • Глубинные интервью
    • A/B-тесты
    • CJM (Customer Journey Map)
    • JTBD (Job to be Done)
  • Техническая часть (Архитектура и техническая структура продуктов, SQL/Python)
  • Дизайн (Принципы продуктового дизайна, UX/UI)
  • Процесс разработки и тестирования (Lean, Scrum, Kanban)

Инструменты:

  1. MS Excel на уровне мастер. 
  2. Разбираться в языках разметки HTML, XML.
  3. Уметь писать код на SQL, Python.  (Менеджеры Яндекса отмечают, что менеджеры владеющие SQL/Python/ быстрее развиваются и раньше начинают делать сложные продукты).

Soft-скиллы: умение взаимодействовать с командой, решать конфликтные ситуации, отстаивать свои решения и работать с фидбеком заказчика.

Итого, Менеджер продуктов должен понимать и разбираться во многих it-направлениях, но, ключевая компетенция, это конечно, Стратегические вопросы относящиеся к продукту/услуге.

Зарплата менеджера проекта: 115000 рублей.

  • junior - 48000 - 80000 рублей.
  • Middle - 80000 - 145000 рублей.
  • Senior - 150000 - 300000 рублей.

Обучение

  1. Бесплатный видео курс от Яндекса: Управление продуктом. 24 видеоурока. 
  2. Платный курс от Яндекса: Менеджер проектов . 6 месяцев обучения - 95000 рублей.
  3. Бесплатный видео курс от Яндекса: Школа менеджеров Яндекса . 39 видеоуроков. Видеокурс для тех, кто хочет развиваться в области менеджмента продуктов.

2. Продуктовая аналитика

Это способ управления бизнесом на основе данных.

Что делает Аналитик данных (Бизнес-Аналитик)?

  • Это менеджер, который на основе данных подскажет, какой оптимальный путь выбрать, чтобы добраться из точки A в точку B, и главное сделать это вовремя (не слишком рано, и не поздно).
  • На основе данных, может посмотреть на картину целиком, и построить какое-то видение по бизнесу, определить в каком направлении стоит идти.

Какие знания и навыки требуются?

Требуется иметь какую-то базу, с точки зрения того, что придется работать с данными:

1. Знания и опыт работы с SQL.

В большинстве случаев данные хранятся в особых структурах — базах данных. Язык запросов SQL позволяет извлекать информацию из баз для дальнейшего анализа. Это мощный инструмент изучения и обработки данных, без проверки владения которым не обходится практически ни одно собеседование аналитика данных. /Яндекс/

2. Часто в работе бизнес-аналитик использует Python (один из самых распространенных языков программирования при работе с данными).

Python — достаточно простой и универсальный язык программирования. Освоить Python легче, чем многие другие языки, особенно если вы раньше никогда не программировали. 
Большое преимущество Python — множество библиотек, которые ускоряют выполнение рутинных задач. Аналитики в основном работают с библиотекой Pandas, которая позволяет очищать, изменять, агрегировать и сортировать табличные данные. /Яндекс/

3. Математика – теория вероятности, математическая статистика (без глубоких знаний, достаточно базовых пониманий, о том, что такое вероятность, как посчитать мат. ожидание).

Далеко не всем результатам анализа можно доверять. Чтобы на основе сделанных выводов можно было управлять компанией, они должны быть статистически значимы. Проще говоря, неслучайны. 
Знание основ теории вероятностей и математической статистики позволяет верно оценивать правдоподобность полученных результатов. /Яндекс/

Среди аналитиков много тех, кто заканчивал математику (математический факультет).

Зарплата аналитика данных: 107000 рублей.

  • junior - 40000 - 75000 рублей.
  • Middle - 75000 - 140000 рублей.
  • Senior - 140000 - 175000 рублей.

Обучение:

  1. Книги: Теория вероятности.
  2. Платные курсы от Яндекса:
  3. Бесплатный видео курс от Яндекса: Школа менеджеров Яндекса . 39 видеоуроков. Видеокурс для тех, кто хочет развиваться в области менеджмента продуктов.

3. Маркетинг (интернет-маркетинг)

Маркетинг - это про рекламу, бренды и цифры. Это про пользователя (и про метрики поведения пользователя).

Что делает интернет-маркетолог? 

  1. Моделирует воронку маркетинга и улучшает её на всех этапах. 
  2. Запускает рекламу и управляет брендом, чтобы пользователи знали о продукте и покупали его. 
  3. Проводит исследования и тестирует гипотезы, улучшает продукт и делает его более привлекательным. 
  4. Анализирует метрики и обеспечивает бизнесу стабильную прибыль.

А так же:

  • Решения принимает на основе данных;
  • Проводит значимые A/B тесты, чтобы измерять и доказывать гипотезы;
  • Осуществляет сегментацию пользователей;
  • Проводит исследование рынка, исследование конкурентов;
  • Оценивает всю маркетинговую окупаемость, отвечает на вопрос, что нам дает один пользователь? (Unit-экономика).

Какие знания и навыки требуются?

  • Целевая аудитория и конкуренты (Портреты персонажей, исследование конкурентов, создание торгового предложения, воронка продаж, стратегия и постановка целей)
  • Landing Page (Проектирование посадочной страницы, написание эффективных текстов, создание прототипа и дизайна, увеличение конверсии)
  • Запуск рекламных компаний: 
    • SEO (Подбор ключевых слов, создание семантического ядра, оптимизация структуры контента, работа со ссылками)
    • Социальные сети SMM (Постановка целей продвижения, создание аккаунтов, рекламных объявлений, плана выхода постов)
    • Контент-маркетинг (Поиск тем, написание текстов, составление контент-плана, оптимизация статей, оформление блога)
    • Контекстная реклама (Подбор ключевых слов, написание объявлений, расчет ставки, создание кампаний в Яндекс.Директе и Google Adwords)
    • Email-маркетинг (Разновидности писем, сбор базы подписчиков, правила оформления, создание рассылки в сервисах Getresponse, MailChimp)
  • Веб-Аналитика (Основные понятия и цели, подключение Яндекс.Метрики и Google Analytics, работа с Вебвизором, тепловыми картами и чек-лист по настройкам аналитики)
  • А/В тестирование 

Инструменты:

  1. Обязательно: MS Excel уровень мастер ( в том числе понимать, как данные можно склеивать, как из них высчитывать какие-то метрики).
  2. Круто: Знать что-то про Математику: понимание, что такое статистическая значимость, вероятности.

Софт-скиллы: Эффективное ведение задач, Тайм-менеджмент, Коммуникация с коллегами, Обратная связь, Работа с подрядчиками, Креативное мышление и мозговой штурм.

Зарплата интернет-маркетолога данных: 85000 рублей.

  • junior - 40000 - 70000 рублей.
  • Middle - 70000 - 100000 рублей.
  • Senior - 100000 - 170000 рублей.

Обучение

  1. Копить/формировать Насмотренность в маркетинге через изучение различных кейсов.
    • К примеру, изучение кейсов по интернет-маркетингу на VC.
  2. Курс от Tilda - интернет маркетолог с нуля. 2900 рублей.
  3. Очень хороший бесплатный курс https://ru.coursera.org/learn/marketing-innov-produktov Маркетинг инновационных продуктов (посвящен IT сфере, как продвигать онлайн сервисы.)
  4. Платный курс от Яндекса Интернет-маркетолог. 8 месяцев обучения. 96000 рублей.
  5. Бесплатный видео курс от Яндекса: Школа менеджеров Яндекса . 39 видеоуроков. Видеокурс для тех, кто хочет развиваться в области менеджмента продуктов.

Автор статьи

Ссылка на блог автора.

Баркал,

Источники:

  1. О профессии продакт-менеджера: как достичь идеала? https://habr.com/ru/company/mvideo/blog/477400/
  2. Зарплаты айтишников в первой половине 2020 https://habr.com/ru/article/511700/
  3. Ответы на вопросы про Школу менеджеров Яндекса https://www.youtube.com/watch?v=kEhtiqIFlmg
  4. https://praktikum.yandex.ru/internet-marketing
  5. https://tilda.education/internet-marketing-course
  6. https://praktikum.yandex.ru/data-analyst/
  7. https://praktikum.yandex.ru/project-manager/